Быстрый в изучении - мощный в программировании
>> Telegram ЧАТ для Python Программистов

Свободное общение и помощь советом и решением проблем с кодом! Заходите в наш TELEGRAM ЧАТ!

>> Python Форум Помощи!

Мы создали форум где отвечаем на все вопросы связанные с языком программирования Python. Ждем вас там!

>> Python Канал в Telegram

Обучающие статьи, видео и новости из мира Python. Подпишитесь на наш TELEGRAM КАНАЛ!

События и сигналы в PyQt5 [Урок №5]

События и сигналы в PyQt5 [Урок №5]

В этой части руководства по программированию с PyQt5

мы изучим события и сигналы, встречающиеся в приложениях.

События

Все приложения с графическим интерфейсом являются событийно-ориентированными. События вызываются главным образом пользователем приложения. Однако, они могут быть вызваны другими средствами, к примеру подключением к Интернету, диспетчером окон или таймером. Когда мы вызываем метод exec_(), приложение входит в главный цикл. Главный цикл получает события и отправляет их объектам.

В событийной модели имеются три участника:

  • Источник события;
  • Объект события;
  • Цель события.

Источник события – это объект, состояние которого меняется. Он вызывает события. Объект события (событие) внедряет состояние, которое меняется в источнике события. Цель события – это объект, которому требуется уведомление. Объект источника события поручает задачу обработки события цели события.

Чтобы начать работу с событиями, PyQt5 имеет уникальный механизм сигналов и слотов. Сигналы и слоты используют для связи между объектами. Сигнал срабатывает, когда происходит конкретное событие. Слот может быть чем-то, вызываемым средствами Python. Слот вызывается, когда срабатывает его сигнал.

Сигналы и слоты

Это простой пример, демонстрирующий сигналы и слоты в PyQt5.

#!/usr/bin/python3
# -*- coding: utf-8 -*-
 
import sys
from PyQt5.QtCore import Qt
from PyQt5.QtWidgets import (QWidget, QLCDNumber, QSlider, QVBoxLayout, QApplication)
 
class Example(QWidget):
 
    def __init__(self):
        super().__init__()
        self.initUI()
        
    def initUI(self):
        lcd = QLCDNumber(self)
        sld = QSlider(Qt.Horizontal, self)
        vbox = QVBoxLayout()
        vbox.addWidget(lcd)
        vbox.addWidget(sld)
        self.setLayout(vbox)
        sld.valueChanged.connect(lcd.display)
        
        self.setGeometry(300, 300, 250, 150)
        self.setWindowTitle('Signal & slot')
        self.show()
        
if __name__ == '__main__':
    app = QApplication(sys.argv)
    ex = Example()
    sys.exit(app.exec_())

В нашем примере, мы показываем QtGui.QLCDNumber и QtGui.QSlider. Мы меняем число lcd путём перетаскивания ползунка регулятора.

sld.valueChanged.connect(lcd.display)

Здесь мы соединяем сигнал valueChanged слайдера к слоту display числа lcd.

Отправитель – это объект, который посылает сигнал. Получатель – это объект, который получает сигнал. Слот – это метод, который реагирует на сигнал.

Сигнал и слот

Рисунок: Сигнал и слот

Переопределённый обработчик события

События в PyQt5 часто обрабатываются путём переопределённых обработчиков события.

#!/usr/bin/python3
# -*- coding: utf-8 -*-
 
import sys
from PyQt5.QtCore import Qt
from PyQt5.QtWidgets import QWidget, QApplication
 
class Example(QWidget):
 
    def __init__(self):
        super().__init__()
        self.initUI()
        
    def initUI(self):      
        self.setGeometry(300, 300, 250, 150)
        self.setWindowTitle('Event handler')
        self.show()
        
    def keyPressEvent(self, e):
        if e.key() == Qt.Key_Escape:
            self.close()
        
if __name__ == '__main__':
    app = QApplication(sys.argv)
    ex = Example()
    sys.exit(app.exec_())

В нашем примере, мы переопределяем обработчик события keyPressEvent().

def keyPressEvent(self, e):
    if e.key() == Qt.Key_Escape:
        self.close()

Если мы кликаем кнопку Esc, приложение завершается.

Отправитель события

Иногда удобно знать, какой виджет является отправителем сигнала. Для этого, PyQt5 имеет метод sender().

#!/usr/bin/python3
# -*- coding: utf-8 -*-
 
import sys
from PyQt5.QtWidgets import QMainWindow, QPushButton, QApplication
 
class Example(QMainWindow):
    
    def __init__(self):
        super().__init__()
        self.initUI()
        
    def initUI(self):      
        btn1 = QPushButton("Button 1", self)
        btn1.move(30, 50)
        btn2 = QPushButton("Button 2", self)
        btn2.move(150, 50)
      
        btn1.clicked.connect(self.buttonClicked)            
        btn2.clicked.connect(self.buttonClicked)
        
        self.statusBar()
        
        self.setGeometry(300, 300, 290, 150)
        self.setWindowTitle('Event sender')
        self.show()
        
    def buttonClicked(self):
        sender = self.sender()
        self.statusBar().showMessage(sender.text() + ' was pressed')
        
if __name__ == '__main__':
    app = QApplication(sys.argv)
    ex = Example()
    sys.exit(app.exec_())

Мы имеем две кнопки в нашем примере. В методе buttonClicked() мы определяем, какую кнопку мы нажали, с помощью метода sender().

btn1.clicked.connect(self.buttonClicked)            
btn2.clicked.connect(self.buttonClicked)

Обе кнопки подключены к одному слоту.

def buttonClicked(self):
    sender = self.sender()
    self.statusBar().showMessage(sender.text() + ' was pressed')

Мы определяем источник сигнала путём вызова метода sender(). В строке состояния приложения, мы показываем метку нажатой кнопки.

Отправитель события

Рисунок: Отправитель события

Срабатывание сигналов

Объекты, создаваемые из QObject, могут имитировать сигналы. В следующем примере, мы увидим, как мы может имитировать пользовательский сигнал.

#!/usr/bin/python3
# -*- coding: utf-8 -*-
 
import sys
from PyQt5.QtCore import pyqtSignal, QObject
from PyQt5.QtWidgets import QMainWindow, QApplication
 
class Communicate(QObject):
    closeApp = pyqtSignal() 
 
class Example(QMainWindow):
    
    def __init__(self):
        super().__init__()
        self.initUI()
        
    def initUI(self):      
        self.c = Communicate()
        self.c.closeApp.connect(self.close)       
        
        self.setGeometry(300, 300, 290, 150)
        self.setWindowTitle('Emit signal')
        self.show()
        
    def mousePressEvent(self, event):
        self.c.closeApp.emit()
        
if __name__ == '__main__':
    app = QApplication(sys.argv)
    ex = Example()
    sys.exit(app.exec_())

Мы создаём новый сигнал, именуемый closeApp. Этот сигнал испускается во время события нажатия кнопки мыши. Сигнал присоединяется к слоту close() класса QMainWindow.

class Communicate(QObject):
    closeApp = pyqtSignal()

Сигнал создаётся с pyqtSignal() как атрибут класса внешнего класса Communicate.

self.c = Communicate()
self.c.closeApp.connect(self.close)

Пользовательский сигнал closeApp присоединяется к слоту close() класса QMainWindow.

def mousePressEvent(self, event):
    self.c.closeApp.emit()

Когда мы кликаем на окне курсором мыши, срабатывает сигнал closeApp. Приложение завершается.

В этой части руководства PyQt5, мы покрыли сигналы и слоты.

Продолжение: Диалоги в PyQt5 [Урок №6]

Прошлый урок: Управление макетом в PyQt5 [Урок №4]

Комментариев: 4
  1. Виктор Смирнов | 2017-12-04 в 22:48:25

    Здравствуйте! Спасибо за уроки, мне очень помогли, но здесь, в Событиях и Сигналах, первоначально я просто завис на уровне понимания из-за того, что в тексте используются прямые кальки с английского.

    Читаю "Объекты, создаваемые из QObject, могут имитировать сигналы. В следующем примере, мы увидим, как мы может имитировать пользовательский сигнал" - понимаю "Объекты, создаваемые из QObject, могут ПОДРАЖАТЬ сигналам. В следующем примере, мы увидим, как мы может ПОДРАЖАТЬ пользовательскому сигналу." Долго ничего понять не мог - причём тут имитация? Причём тут подражание? Для чего требуется подражать сигналам?

    Пока не посмотрел название метода - emit()! Ну, блин, ну есть же устоявшие слова в русском языке, производные от этого emit: эмиссия - излучение, эмиттер - излучатель, передающая антенна. И вот тогда всё встало на свои места - объект посылает сигналы, как радиопередатчик. Он так же, как и радиопередатчик не знает - примет ли кто его сигнал или нет и не ждёт ответа от принявшего сигнал. А вот слоты - это радиоприёмники, которые можно настроить на приём этих сигналов.

  2. Они могут научить нас чему-либо кроме закрытия приложения?!

  3. Владимир | 2018-09-27 в 22:27:16

    Виктор Смирнов, хорошо объяснил!

  4. Аноним | 2019-05-11 в 13:28:58

    Прекрасная серия уроков, спасибо большое

Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена.

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)